Загрузка страницы, подождите...
Антибиотики и антимикробная терапия
ТАБЛЕТКО ANTIBIOTIC.ru
Здравствуйте, гость! :: Сегодня: Суббота, 16 декабря 2017 г. English page English 
 Главная страница :: Вход
Разделы сайта
Навигация
Сотрудничество
Конференции и семинары МАКМАХ и НИИАХ
Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия (КМАХ)
Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии
Рассылка
Новости сайта

Нежелательные явления на фоне применения коротких курсов глюкокортикоидов у детей

Опубликовано: Среда, 03 февраля 2016 г. - 09:05
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР Версия для печати

Клиницисты используют кортикостероиды в практике уже более 50 лет при самых разнообразных клинических состояниях, чаще всего — для подавления иммунного ответа или уменьшения выраженности воспаления. Большинство врачей хорошо осведомлены о наиболее частых нежелательных эффектах применения глюкокортикоидов (ГК), но чаще всего это касается их долговременного использования.

В то же время короткие курсы глюкокортикоидов внутрь весьма широко назначаются в педиатрической практике, хотя известно, что применение ГК приводит к возникновению широкого перечня нежелательных лекарственных реакций (НЛР). Целью систематического обзора, выполненного в Великобритании, стало определение наиболее частых и серьёзных НЛР и определение уровней относительного риска. Результаты обзора были опубликованы в январском номере журнала Archives of Diseases in Childhood.

Поиск проводился в базах данных EMBASE, MEDLINE, International Pharmaceutical Abstracts, CINAHL, Cochrane Library и PubMed без языковых ограничений. Идентифицировались исследования, в которых ГК назначались внутрь пациентам в возрасте от 28 дней до 18 лет на протяжении 14 дней и менее. В каждой базе данных поиск исследований проводился с самой ранней даты публикации в этой базе данных и до декабря 2013 г. включительно. В систематический обзор включались все исследования, в которых имелась чёткая информация о НЛР, возникших на фоне терапии ГК.

Всего 38 исследований, включая 22 рандомизированных контролируемых исследования, соответствовали критериям включения в систематический обзор. Среди состояний, по поводу которых назначались ГК, были бронхиальная астма, бронхиолит, круп, острая почечная недостаточность, аллергический ринит, лихорадка Денге, судорожный синдром, нефротический синдром, острый лейкоз, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура и системная красная волчанка. Наиболее часто из ГК использовались преднизолон и дексаметазон.

В исследования было вовлечено всего 3200 детей, у которых было зарегистрировано 850 НЛР. Тремя наиболее часто отмечаемыми НЛР на фоне приёма ГК были рвота, поведенческие реакции и нарушение сна с частотой возникновения 5,4%, 4,7% и 4,3%, соответственно. Другие НЛР включали тошноту (1,9%), повышение аппетита (1,7%), боли в животе (1,3%), отёк лица (1,1%), инфекции (0,9%) и кашель (0,2%). Клиницисты вынуждены были прекратить приём глюкокортикоидов у 44 детей из-за развития НЛР, чаще всего из-за рвоты.

По данным 3 исследований, в которых проводилось сравнение преднизолона внутрь и дексаметазона внутрь, риск возникновения рвоты был в 3,6 раз выше у пациентов, получавших преднизолон (относительный риск 3,62, р=0,0001).

Инфекционные заболевания были одной из наиболее серьёзных НЛР — так, один ребёнок умер после воздействия вируса опоясывающего герпеса. У 144 из 369 детей было отмечено повышение уровня артериального давления, однако им не потребовалось назначение гипотензивных препаратов, у 21 из 75 детей — увеличение массы тела и у 43 из 53 пациентов (81%) — подавление гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Этот момент отличается от исследований, проведённых у взрослых, которые свидетельствуют о том, что даже высокие дозы ГК (50 мг/сутки по преднизолону внутрь) не вызывают значимой супрессии гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы у взрослых. В то же время у всех детей возврат к нормальному уровню секреции эндогенного кортизола произошёл в течение 10-12 дней после отмены кортикостероидов.

Таким образом, рвота, изменения поведения и нарушение сна являются наиболее часто отмечаемыми НЛР на фоне применения ГК внутрь короткими курсами у детей. Результаты данного систематического обзора могут помочь врачам, пациентам и родителям детей взвесить все возможные риски и оценить пользу от применения коротких курсов ГК.

F. Aljebab, I. Choonara, S. Conroy

Systematic review of the toxicity of short-course oral corticosteroids in children.

Arch Dis Child. Published online January 14, 2016.


3332

глюкокортикоиды, кортикостероиды, короткие курсы, дети, безопасность, нежелательные лекарственные реакции, НЛР, изменение поведения, нарушение сна, рвота

 
Вход
 Имя пользователя
 Пароль
 Запомнить меня

Нежелательные явления на фоне применения коротких курсов глюкокортикоидов у детей | Войти / Создать логин | 0 Комментарии
Порог
За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них.

Самая читаемая статья темы «Безопасность лекарственных средств и НЛР» (просмотров: 151427)
Последние 10 статей на тему «Безопасность лекарственных средств и НЛР»

Научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии Лаборатория НИИ антимикробной химиотерапии СГМА Научно-методический центр по мониторингу антибиотикорезистентности Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра клинической фармакологии СГМА Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии Кокрановское сотрудничество
Рейтинг@Mail.ru
© 2000-2017 НИИАХ СГМА  website@antibiotic.ru