Загрузка страницы, подождите...
Антибиотики и антимикробная терапия
ТАБЛЕТКО ANTIBIOTIC.ru
Здравствуйте, гость! :: Сегодня: Воскресенье, 22 октября 2017 г. English page English 
 Главная страница :: Вход
Разделы сайта
Навигация
Сотрудничество
Конференции и семинары МАКМАХ и НИИАХ
Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия (КМАХ)
Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии
Рассылка
Новости сайта

Применение антибиотиков у детей первого года жизни не увеличивает риск возникновения атопических заболеваний

Опубликовано: Пятница, 27 декабря 2002 г. - 13:07
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР Версия для печати

Проведенное недавно исследование в США не подтвердило наличия связи между использованием антибиотиков у детей первого года жизни и развитием в последующем атопических заболеваний. Ранее опубликованные в европейских медицинских журналах результаты пяти отдельных ретроспективных исследований свидетельствовали, что у детей, принимавших антибиотики на первом или втором году жизни, в последующем более часто выявлялись симптомы атопических заболеваний - бронхиальной астмы, аллергического ринита и экземы, в сравнении с детьми, которые не получали антибиотикотерапии.

Так, например, исследование, выполненное в Великобритании в 1998 г. и включавшее 2000 пациентов, показало наличие связи между применением антибиотиков у детей первого и второго года жизни и возникновением в дальнейшем атопических заболеваний (отношение шансов - ОШ = 3,2; 95% доверительный интервал - ДИ = 2,4-4,2). Однако исследователи допускали возможность присутствия других факторов, способных повлиять на полученные результаты исследования.

В 1999 году в Германии было проведено сходное исследование, в котором приняли участие 15000 детей. Результаты анализа этих данных также указывали на более частое развитие астмы у детей, получавших антибактериальную терапию в первые годы жизни (ОШ = 7,95; 95% ДИ = 6,02-10,50).

Исследование, проведенное в том же году в Новой Зеландии, выявило четкую связь между применением антибиотиков и возникновением астмы и эпизодов свистящего дыхания. Примечательно, что частота развития симптомов атопических заболеваний была значительно выше у детей, получавших антибактериальную терапию на первом году жизни (ОШ = 4,05; 95% ДИ = 1,55-10,59), чем у пациентов, принимавших антибиотики на втором году жизни (ОШ = 1,64; 95% ДИ = 0,60-4,46).

Бельгийские ученые также обнаружили, что бронхиальная астма, поллиноз и экзема более часто возникают у детей, получавших антибиотики в течение первого года жизни.

Предположение о возможном неблагоприятном влиянии антибиотиков на частоту развития атопических заболеваний было также высказано на основании результатов исследований у животных. Так, в опытах на мышах была показана способность антимикробных препаратов снижать активность Т-хэлперов 1-го типа, что позволило выдвинуть гипотезу о наличии подобного эффекта в отношении Т-хэлперов 2-го типа (Th2) у детей первого года жизни. Поскольку иммунный ответ у детей первых лет жизни осуществляется в основном за счет Th2, антибактериальная терапия у таких пациентов может увеличивать риск развития астмы, экземы и других атопических заболеваний.

В то же время, результаты исследования, выполненного учеными из Бостона, США, и включавшего 448 детей с наследственной предрасположенностью к атопическим заболеваниям, не выявили достоверных различий между уровнем общего IgE сыворотки крови у пациентов, получавших антибактериальную терапию в течение первого года жизни, и у детей, не принимавших антибиотики. Исследователи подчеркивают, что в предыдущих ретроспективных исследованиях также не было показано связи между применением антибиотиков и сенсибилизацией к значимым аллергенам или повышенным уровнем сывороточного IgE.

Из 448 пациентов, наблюдавшихся от рождения до 5 лет, у 90 отмечались признаки по меньшей мере одного атопического заболевания (астма, аллергический ринит или экзема), из этих 90 пациентов 30 не принимали антибиотики в течение первого года жизни, 17 получали один курс антибактериальной терапии и 43 ребенка получали два и более курса антибиотикотерапии на первом году жизни.

После проведения многофакторного анализа не было выявлено более частого развития атопических заболеваний у пациентов, получивших один курс антибиотикотерапии по сравнению с пациентами, не получавшими антибиотиков (ОШ = 0,9; 95% ДИ = 0,4-2,3). Также не было обнаружено связи между использованием двух и более курсов антибактериальной терапии и последующим развитием атопических заболеваний (ОШ = 0,9; 95% ДИ = 0,4-2,0). Одним из наиболее вероятных объяснений результатов, полученных в предыдущих исследованиях, ученые из Бостона считают принятую среди врачей-педиатров практику более частого назначения антибиотиков детям, изначально имеющим эпизоды свистящего дыхания.


Celedon J., Litonjua A., Ryan L., et al.

Lack of association between antibiotic use in the first year of life and asthma, allergic rhinitis, or eczema at age 5 years.

Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2002; 166 (1): 72-75.


23201

антибиотики, дети первого года жизни, риск развития, атопические заболевания, бронхиальная астма, аллергический ринит, экзема, Т-хэлпер

 
Вход
 Имя пользователя
 Пароль
 Запомнить меня

Применение антибиотиков у детей первого года жизни не увеличивает риск возникновения атопических заболеваний | Войти / Создать логин | 0 Комментарии
Порог
За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них.

Самая читаемая статья темы «Безопасность лекарственных средств и НЛР» (просмотров: 150457)
Последние 10 статей на тему «Безопасность лекарственных средств и НЛР»

Научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии Лаборатория НИИ антимикробной химиотерапии СГМА Научно-методический центр по мониторингу антибиотикорезистентности Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра клинической фармакологии СГМА Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии Кокрановское сотрудничество
Рейтинг@Mail.ru
© 2000-2017 НИИАХ СГМА  website@antibiotic.ru